О НАС

НОВОСТИ

НАША ГАЗЕТА

ДОСТИЖЕНИЯ

МЫ УЧИМСЯ

ПОПЕЧИТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ

ОТЧЕТ 2007/08

 

 

Организационно-управленческое, финансово-экономическое, нормативно-правовое участие попечительского совета в развитии образовательного учреждения

(из опыта работы муниципального образовательного учреждения  “Прогимназия № 1” г. Братска)

Включение общественности в деятельность образовательных учреждений, о которых так много сейчас говорят, началось с Попечительства. Термин “попечительство”, вначале столь непривычный для восприятия, отдающий культурно-историческим архаизмом, не подлежащим социальной реставрации, теперь прочно входит в правовое пространство образования.

Попечительство как институт гражданского общества в России имеет достаточно давнюю историю. Первые попечители появились еще в 1860 году. Будучи избранными попечителями,  граждане имели возможность влиять на образовательную политику учебного заведения в условиях его недостаточного финансирования.

Вот и сегодня попечительство становится одним из важнейших источников внебюджетного  финансирования учебных заведений. Однако при создании попечительских советов обычно менее всего преследуется цель модернизации управления образовательным учреждением и привнесение общественных начал в управление, а более всего -  повышение степени коммерциализации образовательных учреждений и снижение ответственности государственных органов в обеспечении финансовыми и материальными ресурсами образовательных учреждений при формально бесплатном образовании.

На самом деле у попечительства есть более важная задача - придать новое качество отношений между государством и обществом в области образования.  

 

Попечительский Совет МОУ «Прогимназия № 1» был создан в 1998 году по решению общего родительского собрания.  Наш девятилетний опыт работы позволяет  иметь свой взгляд на общественное управление учреждением в будущем.

Наличие Попечительского совета позволило нам получить конкурентные преимущества на рынке  образовательных услуг, за счет реального осуществления целей образовательного учреждения. Казалось бы, великолепная, взаимовыгодная ситуация.

Однако существует ряд проблем. Главная из которых — неопределенность правового статуса попечительских советов в системе управления  муниципальным образовательным учреждением.  Проведение анализа законодательства приводит к выводу: к сожалению, до сих пор нет однозначного понимания, что представляет собой институт попечительства в сфере образования.

Статьей 35 Закона РФ “Об образовании” установлено, что управление государственным и муниципальным образовательным учреждением строится на принципах единоначалия и самоуправления. Среди возможных форм самоуправления назван Попечительский Совет, однако не указаны ни базовый состав, ни его компетенция. Определение этих деталей передано законом на уровень самого образовательного учреждения. В уставе образовательного учреждения должен быть отражен порядок выборов членов попечительского совета и разграничение компетенции между администрацией и органом общественного самоуправления. При отсутствии такой нормы в уставе образовательного учреждения деятельность попечительского совета будет нелегитимной.

             В 2001 г. Распоряжением № 1756-р одобрена “Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года”.

Концепцией попечительским советам отводится важная роль. В частности, “планируется в установленном порядке закрепить правовой статус попечительского совета образовательного учреждения, обеспечивающий участие совета в формировании перечня платных образовательных услуг, оказываемых учреждением сверх соответствующих образовательных программ и государственных образовательных стандартов, определении направлений профориентационной деятельности, решении кадровых вопросов, организации общественного контроля за расходованием внебюджетных средств учреждения и др.” (раздел 2.6).

Однако в разделе З  Концепции, озаглавленном “Основные направления, этапы и меры реализации образовательной политики», где предусмотрены конкретные сроки реализации тех или иных мероприятий, о попечительских советах не упоминается вообще.

Однако, несмотря на все эти несоответствия в действующем законодательстве, необходимость в попечительстве остается, и еще одной важной проблемой возникающей при создании и функционировании попечительского совета становится проблема разграничения компетенций органов управления ОУ.

Попечительский совет является дополнением к уже существующим органам самоуправления образовательного учреждения:  совету образовательного учреждения (высший орган), педсовету, родительскому комитету. Появление попечительского совета в рамках данной схемы привносит особую необходимость разграничения функций всех органов самоуправления. Родители обучающихся и воспитанников по идее должны в этом случае получить более реальную возможность воздействовать на то, что им наиболее важно – воспитательно/образовательный процесс в части его качества и содержания.

В этом вопросе мы согласны с А.И. Адамским, утверждающим, что попечительство над школой возможно только тогда, когда  у попечителей есть следующие права:

1. влиять на школьное содержание образования;

2. влиять на школьные финансы;

3. влиять на школьные кадры.

 

В этой связи  мы  таким образом определили функции попечительского совета:

 

1.   утверждение плана финансово-экономического развития  учреждения

1.      осуществление  контроля  за  расходованием  бюджетных средств и средств попечительского совета администрацией учреждения

2.      заслушивание отчетов администрации ОУ о финансовом состоянии учреждения

3.      рассмотрение инвестиционных проектов развития учреждения

4.      финансирование и софинансирование  отдельных проектов

5.      согласование программ дополнительного образования

 

 Наш попечительский совет  постепенно становится реальным представителем общественности, влияет на результаты деятельности учреждения. Для этого мы стараемся в полной мере предоставлять возможность попечительскому совету реализовать свои функции не допуская  вмешательства в  работу других общественных органов и,  конечно,  в работу руководителя.  Делегирование  полномочий  директора какому - либо из органов самоуправления считаю неверным шагом и никогда его не делаю.

Хотелось бы акцентировать внимание на одной теоретически возможной функции Попечительского совета, о которой мы часто даже не задумываемся - лоббировании интересов образовательного учреждения. Практически все отрасли представлены в органах власти лоббистами  и лишь интересы образовательных учреждений обычно не представлены. В случае вхождения в состав Попечительских советов не только родителей, а и авторитетных людей города, региона, особенно представителей законодательной власти, возможно не только привлечение внебюджетных источников, но и повышение требований общества к государственным органам власти по поводу выполнения   ими  действующего законодательства об образовании и надлежащего бюджетного финансирования.

Мы не создали идеального варианта попечительского совета, но за эти годы материальная база учреждения значительного пополнилась: выполнено ограждение территории, поставлены металлические беседки; для овладения учащимися информационными технологиями и в целях совершенствования делопроизводства попечительским советом приобретены двенадцать компьютеров.

Ежегодно попечительский совет участвует в софинансировании ремонтных работ в учреждении, в приобретении  мебели и игрушек, помогает в решении финансовых вопросов для реализации программы развития, содержит лицензированную охрану в учреждении.

В планах наших попечителей – оборудование игровых площадок малыми формами, финансовая помощь в повышении квалификации двух педагогов в городе Москве, приобретение технологического оборудования для пищеблока.

А в  планах администрации образовательного учреждения – создание попечительского совета, имеющего статус юридического лица, приглашение для работы в попечительском совете не только своих родителей, но и представителей наших учредителей, представителей законодательной власти города.

 

 

Наш адрес: 665729, Иркутская область, г.Братск, улица Советская, 1А

www.progimnazia1@yandex.ru